zags

archive

kultura

komfort sr

О деятельности прокуратуры в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Ответственность за совершение деяний экстремистской и террористической направленности

За последние годы в России произошли значительные позитивные изменения в организации борьбы с экстремизмом и терроризмом, создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности.

 Разработаны и реализуются Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 г.г. и план основных мероприятий по Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, который содержит перечень основных источников угроз экстремизма в современной России, а также цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, в том числе в сфере законодательной деятельности, правоохранительной деятельности, государственной национальной политики, государственной миграционной политики, государственной информационной политики, в сфере образования и государственной молодежной политики, государственной культурной политики, международного сотрудничества.

В целях совершенствования работы по противодействию экстремистской деятельности и терроризму, взаимообмена, накопления и анализа информации в органах прокуратуры созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

Проводимый органами прокуратуры анализ деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению исполнения законодательства по противодействию экстремизму и терроризму свидетельствует о том, что в целом ими принимается комплекс мер для профилактики экстремизма и терроризма, обеспечения безопасности граждан и защищенности важных объектов и мест массового пребывания людей.

В то же время прокурорскими проверками выявлены факты непринятия исчерпывающих мер по реализации возложенных на них полномочий в сфере профилактики экстремизма и терроризма, не разработки необходимых программных документов, невыполнения запланированных мероприятий либо формального подхода к их исполнению, не проведения обследования и категорирования мест массового пребывания людей, не составления паспорта безопасности, не разработки планов проверок соблюдения требований антитеррористической защищенности указанных объектов.

Вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения, мест массового скопления людей, объектов повышенной опасности находятся на постоянном контроле прокуратуры.

В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму органами прокуратуры проводятся проверки объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальных

объектов, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, жилого сектора, в ходе которых выявляются недостатки при обеспечении их защищенности, принимаются меры прокурорского реагирования.

В настоящее время особый упор должен быть сделан на профилактическую работу с молодежью, которая в нынешних условиях, в отсутствие жизненного опыта наиболее остро реагирует на проповеди различных «праведников» и нередко попадает в ловко расставленные ими сети. Зачастую происходит так, что первое вхождение подростков в кажущийся им интересным мир отрицания, является для них малоосознанным шагом. Они просто не могут отделить «черное и белое», им никто не объяснил, к чему приводят игры в национализм, в чем заключается зло. Большая часть случаев создания в социальных сетях различного рода экстремистских страниц - является опасными играми неокрепших молодых умов.

Нужна постоянная разъяснительная работа на всех уровнях – от начальной школы до высших учебных заведений, встречи, диспуты, круглые столы в целях ограждения молодежи от опасных связей с преступниками, выбравшими путь экстремизма, и доведения информации о наказуемости за совершение действия экстремистской направленности и террористического характера.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание прокуроры уделяют недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма.

Наиболее характерными нарушениями закона в анализируемой сфере являются факты непринятии должных мер по ограничению доступа учащихся в сети Интернет к запрещенной информации, в том числе к экстремистским сайтам.

Все общеобразовательные организации в рамках национального проекта «Образование» имеют доступ к сети «Интернет», который осуществляется с использованием средств контентной фильтрации для предотвращения доступа к информации сети «Интернет», несовместимой с целями образования, в том числе экстремистского характера.

В то же время по-прежнему прокурорами на местах выявляются факты недостаточной защищенности образовательных учреждений от информации, пропагандирующей насилие, жестокость, террористические и экстремистские взгляды.

Вопрос эффективного противодействия распространению материалов экстремистской направленности через сеть «Интернет» до конца не решен. В сети «Интернет» существуют и активно действуют сотни Интернет-сайтов, содержащих материалы, пропагандирующие неравноправие граждан по национальному, расовому и религиозному признаку, провоцирующие разжигание межнациональной или межконфессиональной вражды,

содержащие сведения о технологии производства взрывных устройств. Большинство таких сайтов создаются и поддерживаются незарегистрированными организациями.

В настоящее время функции контроля за распространением материалов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением ресурсов, зарегистрированных как СМИ) не отнесены в полной мере к компетенции какого-либо федерального органа исполнительной власти.

В связи с изложенным органами прокуратуры уделяется серьезное внимание деятельности Интернет-провайдеров, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих доступ граждан к информационным ресурсам в сети «Интернет», а также мониторингу информационно-телекоммуникационной сети и сети «Интернет».

В целях ограничения доступа к запрещенным материалам прокуроры обращаются в суд с исковыми заявлениями, направляют требования в Роскомнадзор для принятия мер по блокировке доступа к уже признанным запрещенными материалам.

Федеральным законом прокурор наделен правом обращения в суд с представлением о признании материалов экстремистскими, которым органы прокуратуры систематически пользуются.

Следует отметить, что пока правонарушения имеют место, сохраняется необходимость в применении правоохранительными органами государства принудительных мер в отношении правонарушителей.

Молодые люди при достижении установленного законом возраста могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 - «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, пропаганда и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (официально зарегистрированная символика организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности») и статья 20.29 - «производство и распространение экстремистских материалов».

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга,

демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.2(1)).

Основными причинами совершения экстремистских преступлений являются отсутствие у отдельных категорий населения общественно значимых идеалов и принципов, толерантного отношения к представителям других национальностей и религий, искаженное восприятие ими понятия «патриотизм», распространение в молодежной среде нацистских идей и ценностей, правовой нигилизм, неудовлетворительное состояние профилактической работы.

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 105 - убийство; статья 111 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; статья 112 - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; статья 115 - умышленное причинение легкого вреда здоровью; статья 116 - побои; статья 117 - истязание; статья 119 - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 136 - нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина; статья 148 - воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий; статья 149 - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; статья 150 - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статья 212 - массовые беспорядки; статья 213 - хулиганство; статья 214 - вандализм; статья 239 - организация объединения, посягающего на личность и права граждан; статья 243 - уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; статья 244 - надругательство над телами умерших и местами их захоронения; статья 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 280.1 – публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ; статья 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 - организация экстремистского сообщества; статья 282.2 - организация деятельности экстремистской организации; статья 282.3 - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации).

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361. Так, за совершение террористического акта (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), акт международного терроризма (статья 361) уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. За содействие террористической деятельности (статья 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма (статья 205.2 УК РФ), создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК РФ), организации деятельности террористической организации (часть 1 статьи 205.5 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования (часть 1 статьи 208 УК РФ) уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста.

Следует отметить, что каждое из указанных преступлений вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом, в связи с чем нужна консолидация сил, налаженное взаимодействие органов власти, правоохранителей, духовенства, общественных организаций, учреждений образования, гражданского общества.

pereval

sovet veteranov

gbuz crb

smouking

© 2018 Администрация Бежецкого района. Все права охраняются законодательством Российской Федерации.